Диваны и креслаВсе диваныПрямые диваныУгловые диваныМодульные диваныКушеткиДиваны для снаМини диваныДизайнерские диваныДиваны-кроватиДетские диваныОртопедические диваныОфисные диваныРаспродажа дивановКреслаРаскладные креслаОфисные креслаКомпьютерные креслаБескаркасная мебельПуфыБанкеткиТопперы для дивановДекоративные подушкиПледыПокрывалаСмотреть все диваны и креслаКонструктор мебелиКровати и матрасыВсе кроватиМягкие кроватиКорпусные кроватиОдноспальные кроватиДвуспальные кроватиКровати с подъемным механизмомДетские кроватиМеталлические кроватиВсе матрасыМатрасы жесткиеСредней жесткостиМягкие матрасыРазносторонние матрасыБеспружинные матрасыПружинные матрасыДетские матрасыSleeperКомодыПрикроватные тумбыТуалетные столикиБанкеткиПуфыПокрывалаПодушкиОдеялаТопперыЗащитные чехлы для матрасовПостельное бельеСмотреть все кровати и матрасыКонструктор кроватейШкафы и стеллажиШкафыСтеллажиПолкиПрихожиеГардеробные системыДетские стеллажи Детские полкиКомоды ТумбыВешалки Детские шкафыДетские комодыСтенкиМодульные гостиныеТумбы для ТВВсе шкафыРаспашные шкафыШкафы-купеУгловые шкафыВитриныКнижные шкафыДетские шкафыСмотреть все шкафы и стеллажиКомоды и тумбыВсе комодыУзкие комодыШирокие комодыДетские комодыВсе тумбыТумбы для обувиДетские тумбыПодвесные тумбыОбувницыСмотреть все комоды и тумбыСтолы и стульяВсе столыОбеденные столыЖурнальные столикиДетские столыВсе стульяКухонные стульяМягкие стульяБарные стульяДетские стульяДомашний офисРабочие столыКомпьютерные креслаСмотреть все столы и стульяДетские кроватиДетские матрасыМодульные детскиеДетские шкафыДетские стеллажиДетские диваныДетские тумбыДетские столыДетские стульяДетские полкиСтолыКомпьютерные креслаОрганайзерыНастольные лампыПостерыКовры детскиеДетский текстильКовры и текстильВсе коврыКовры с легкой чисткойКовры с принтомОднотонные коврыКовры в винтажном стилеКовры в стиле бохоДетские коврыКовры для дачиТекстиль для домаПледыДетский текстильПодушки для снаПостельное бельеКовры и текстиль для улицыСмотреть все ковры и текстильОсвещениеПотолочные светильникиПодвесные светильникиЛюстрыБраТоршерыНастольные лампыОфисные настольные лампыДекоративные настольные лампыУличные светильникиНастенные уличные светильникиСмотреть все освещениеДекорПостерыКартиныПанноЗеркалаОрганайзерыДекоративные настольные лампыДекоративные подушкиПледыПокрывалаТопперы для дивановСад и дачаСадовая мебельСадовые диваныСадовые креслаСадовые столыСадовые стульяМебель для отдыхаГамакиШезлонгиКовры и текстиль для улицыМебель из ротангаУличные светильникиНастенные уличные светильникиКомнатыГостинаяДиваны и креслаМодульные диваныМини-диваныМодульные гостиныеШкафы и стеллажиВитриныТумбы для ТВЖурнальные столикиДекоративные подушкиПледы и покрывалаКоврыОсвещениеСпальняКроватиБанкеткиШкафыМодульные спальниПрикроватные тумбыКомодыМатрасыПодушки ОдеялаПокрывалаПостельное бельеОсвещениеПрихожаяРаспашные шкафыУгловые шкафыШкафы-купеГардеробныеПрихожиеВешалки Тумбы для обувиКомодыПуфы для прихожейБанкеткиЗеркалаОсвещениеКабинетРабочие столыКомпьютерные креслаОфисные диваныОфисные креслаКнижные шкафыСтеллажиПолкиВитриныТумбыКоврыОсвещениеОрганайзерыСтудияДиваны и креслаМини-диваныШкафы и стеллажиКомоды и тумбыЖурнальные столикиМебель для прихожейОбеденные столыКухонные стульяКоврыДекоративные подушкиПледы и покрывалаОсвещениеКухняОбеденные столыКухонные стульяБарная мебельМини-диваныКушеткиВитриныСтеллажи ПолкиОсвещениеДетскаяДетские диваныДетские кровати Детские шкафыДетские стеллажиДетские столыДетские стулья Модульные детскиеДетские матрасы Декоративные подушкиПокрывалаОсвещениеСад и дачаСадовые диваныСадовые креслаСадовые столыСадовые стульяМебель для отдыхаМебель из ротангаУличные светильникиКовры и текстиль для улицыНовинкиАкции
Алматы
Выберите язык
RU
Покупателям
Полезно знать
Полезно знать
тест потокуса
Читать

Прочитали за вас: Иоханнес Иттен. «Искусство формы»

Полезно знать
От прихваток до ковриков: неожиданные вещи, которые можно помыть в посудомойке
Читать

У любой вещи есть свойства, благодаря которым ее можно описать. Прежде всего это цвет, форма и текстура. Зная их, можно точно представить, о каком предмете идет речь. К тому же эти свойства напрямую связаны с природой художественного творчества. О том, как они влияют на творческий процесс, рассказывает легендарный Иоханнес Иттен.

Фото: Laura Cleffmann / Unsplash

Что за книга?

Иоханнес Иттен — известный швейцарский художник, теоретик искусства и педагог, создатель учебного курса, который лег в основу преподавания многих современных художественных школ. Свои теоретические и педагогические взгляды он изложил в книгах «Искусство цвета» и «Искусство формы». Эти издания стали настоящей азбукой для всех, чья работа связана с колористикой: художников, дизайнеров, стилистов, визажистов.

«Искусство формы» — это изложение авторской оригинальной системы подготовки художников. Урок за уроком, шаг за шагом ученики Иттена узнают о свойствах вещей и способах их передачи во время творческого процесса. Последовательно продвигаются от цвета и контрастов к материалам, текстурам и формам. Завершают книгу главы о ритме, экспрессивных и субъективных формах, тесно связанных с личностью творца.

Рисунок с подчеркнуто объемной проработкой куба, шара, конуса и цилиндра. Ф. Брилл. Берлин, 1928

Цвета и контрасты

В книге «Искусство цвета» Иттен подробно остановился на контрастах и их роли в передаче чувств, характеров, общей атмосферы произведения, а также влиянии на восприятие зрителей. Он выделил семь типов контрастов:

  • светлого и темного;
  • по цвету;
  • холодного и теплого;
  • дополнительных цветов;
  • симультанный контраст;
  • по насыщенности;
  • по площади цветовых пятен.

В «Искусстве формы» также затронуты эти типы, причем наибольшее внимание уделено первым двум.

Светлое и темное

«В изобразительном искусстве контраст светлого и темного является одним из наиболее выразительных средств создания образа», — пишет Иттен. Он служит средством передачи соотношений света и тени, а также пластики форм. При этом стоит помнить, что эффект от светлых и темных мазков и пятен совсем иной, нежели от контурных линий.

Художник, в зависимости от своего темперамента, может использовать контраст светлого и темного для построения композиции, для оптической передачи света и тени или как инструмент выражения тончайших ощущений.

«Белые чашки, черные блюдца и белое яйцо». Л. Мюллер. Берлин, 1931

Черно-белое изображение лошадей. Упражнение на соотношение светлого и темного. Объемные формы контрастируют с линейным рисунком. Б. фон Грефе. Берлин, 1929

Светлое и темное, крупные и мелкие пятна вступают в живое взаимодействие и превращают заданную тему в веселую игру «Прогулка», И. Хиршлаф. Берлин, 1929

Цвет

Любой объект в нашем восприятии обладает цветом. Это происходит потому, что все предметы по-разному отражают световые волны.

В основе всего лежат белый (отражает все волны спектра) и черный (не отражает ни одной), а также красный, желтый и синий цвета. В результате их смешивания получаются три дополнительных: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Все это отражено в созданных Иттеном цветовом круге и цветовой звезде — проекции на плоскость цветового шара. Градация в растяжке от белого к черному дает хорошее представление о том, как строятся основные оттенки.

Круг и звезда дают возможность понять систему общих цветовых созвучий, ощутить выразительные возможности цветового ряда и контрастов, усвоить логику цветовых решений на примерах работ мастеров.

Материал и текстура

Дерево, стекло, металл, камень, различные ткани, — каждый из материалов обладает неповторимой текстурой.

Мягкость, твердость, холодность, теплоту, гладкость или шероховатость мы можем воспринимать как тактильно, так и визуально. Например, даже не трогая мех, понимаем, что он мягкий. Однако бывает и обратный эффект: так, при взгляде на змею, кажется, что ее кожа гладкая и влажная. Но она шероховатая и сухая.

По мнению Иттена, такие контрасты художник должен не только видеть, но и чувствовать.

Особенно ценно именно чувственное осмысление наиболее характерных особенностей любых вещей.

На одном из занятий автор попросил своих студентов изобразить с натуры два лимона на тарелке и лежащую рядом книгу. После того, как художники завершили работу, он разрезал лимон, дал каждому по дольке и спросил, передана ли суть этого цитрусового в их набросках. Эксперимент заставил учеников по-новому взглянуть на, казалось бы, простую композицию. Понять, что текстура неразрывно связана с чувствами и ассоциациями.

Поэтому так важно рассматривать, ощупывать и запоминать, как выглядят дерево, кора или мех. До тех пор, пока художник не сможет нарисовать их по памяти, опираясь только на свои ощущения.

Коллажи из различных материалов и объемные рельефные композиции, основанные на контрастах гладкого — шершавого, тусклого — блестящего, прозрачного — матового, развивают внимательность к текстурам и их визуальной и тактильной выразительности. М. Бронштейн. Веймар, 1920

Композиция из различных по текстуре материалов создает впечатление целостной формы благодаря дифференцированному, ритмично напряженному движению.

Объемно-пространственная композиция. М. Бронштейн. Веймар, 1921

Текстура, нарисованная тушью по влажной бумаге. В. Менцель. Веймар, 1921

Cтолы из различных материалов бренда divan.ru

Кухонный стол Умито Wood
Кухонный стол Умито Wood
221 580271 630
18
от 18 465 в мес.
Кухонный стол Маунт Walnut
Кухонный стол Маунт Walnut
428 930478 980
10
от 35 745 в мес.
Кухонный стол Харли-120 Белый
Кухонный стол Харли-120 Белый
150 080164 380
8
от 12 507 в мес.
Стол Гоулд White
Стол Гоулд White
135 780185 830
26

Форма

Существуют три основные формы:

  • Квадрат — основан на горизонталях и вертикалях (к этой же группе можно отнести прямоугольник, крест, геометрический орнамент меандр и их производные).
  • Треугольник — отличительным признаком являются диагонали (аналогично образуются ромбы, трапеции и зигзаги).
  • Круг — определяется циркульным движением (подобно эллипсу, овалу и параболе).

Как и текстуру, форму тоже необходимо прочувствовать. Но если камень, мех, дерево или бумагу можно трогать и запоминать тактильные ощущения, как быть с квадратом или кругом? Иттен придумал подходящий способ.

Стоя перед студентами, он начинал крутить правой рукой до тех пор, пока все тело не начинало вовлекаться в это круговое движение, затем повторял это упражнение левой, потом двумя руками, то в одном, то во встречных направлениях. Так достигалась концентрация внимания на круге как форме. И только когда все тело уже без каких-либо движений начинало ее чувствовать, можно было приступать к изображению круга на бумаге.

Ощущение квадрата возникает тогда, когда удается прочно зафиксировать в сознании движения с четко выраженными прямыми углами.

Когда надо представить треугольник, изображают много различных углов.

Ощутить форму можно и при помощи объемных изображений — лепить из глины шары, кубы, пирамиды, конусы и цилиндры, чтобы пластически прочувствовать особенности элементарных геометрических форм.

Кресла разных форм бренда divan.ru

Кресло-кровать Види Textile Navy Blue
Кресло-кровать Види Textile Navy Blue
157 230221 580
29
от 13 103 в мес.
Кресло-кровать Ольен Мини Velvet Silver
Кресло-кровать Ольен Мини Velvet Silver
214 430250 180
14
от 17 870 в мес.
Кресло Носта Barhat Ginger
Кресло Носта Barhat Ginger
150 080164 380
8
от 12 507 в мес.
Кресло поворотное Мэник Textile Silver
Кресло поворотное Мэник Textile Silver
250 180278 780
10
от 20 849 в мес.
Кресло Тилар Textile Grey
Кресло Тилар Textile Grey
171 530200 130
14
от 14 295 в мес.

Пропорции и конструирование картины

Важнейшим с точки зрения формы является такое понятие, как пропорциональность.

Иттен приводит пример урока, на котором он попросил детей 8–10 лет обвести собственную руку карандашом, после чего пририсовать к ней яблоко, сливу, по две ягоды вишни и смородины, а на самой руке — комара. Было понятно, какие из предметов больше, какие меньше и как примерно соотносятся друг с другом.

Следующим заданием было дополнить рисунок изображением слона. Как соблюсти пропорции? Иттен предлагал такой выход: нарисовать взрослого слона, рядом слоненка, потом служителя, который протягивает к слонам руку, в руке яблоко, а на яблоке — комар.

Конструирование картины должно начинаться уже с эскизов. Это помогает определить ее оптимальный формат и перейти к выстраиванию композиции.

Важно правильно расположить акцентные точки. Задерживая взгляд то на одном, то на другом предмете, зритель начинает ощущать расстояние между ними, фиксирует фигуры и их масштабные соотношения.

Рисунок с натуры, выполненный на занятиях по изучению пропорционирования. Э. Боймер. Берлин, 1928

Объемная композиция на основе кубических форм. Г. Шунке. Веймар, 1921

Композиция, отражающая движение взгляда по акцентным точкам и соединяющим их линиям. Г. Штаух. Берлин, 1928

Ритм

Такие разные виды творчества, как изобразительное искусство и музыка, объединены понятием ритма. Казалось бы, о каком ритме может идти речь? Мы привыкли слышать его, а не видеть.

Однако в случае с изобразительным искусством ритм определяется как созвучие точек, пятен, линий, форм и объемов, а также пропорций, текстур и цветов. Иначе говоря — тактовое повторение элементов, когда ощущается регулярность в соотношении вертикального и горизонтального, сильного и слабого, длинного и короткого.

Для демонстрации студентам концепции ритма Иттен просил их маршировать на месте, хлопая в ладоши в такт, а потом танцевать. После этого переходили к изображению ритма на бумаге: марш получался в виде тонких и жирных прямых линий, вальс — дугообразных. Пытались ученики изобразить и смену ритма.

Графическое воспроизведение музыкальной темы. А. Боймер. Берлин, 1929

Написанное в ритмическом ключе обладает своеобразной внутренней динамикой, что роднит его с живыми формами.

Еще одним интересным упражнением стало написание на бумаге фразы, сначала медленно, затем быстрее, и, наконец, настолько быстро, насколько это возможно. В результате процесс письма уже не контролировался мышлением, получались буквы странной формы, в них отражалось движение самого написания, и оно было связано с ритмичностью.

То же самое применимо и для живописи. Две совершенно разные линии могут быть объединены общим ритмом, если написаны одним безостановочным движением.

Экспрессивный контраст волнообразной и меандровой линий, проведенных непрерывным движением руки. Веймар, 1920

Ковры с ритмичными орнаментами бренда divan.ru

Экспрессивные и субъективные формы

«Если при создании образа сердце едино с рукой, то форма становится носителем эмоционально-духовного содержания. Форма, способная выразить это содержание, превращается в произведение искусства», — пишет Иттен. В этой, казалось бы, простой формуле сосредоточена взаимосвязь формы и содержания.

Для художника важно ощутить момент, когда чувства обретают зримый образ. Именно тогда и получится отобразить экспрессивные формы — не слишком правильные с точки зрения гармонии, но точно отражающие суть.

Ученики мастера начинали с простых форм. Например, кувшин с водой, который надо было нарисовать одной линией. Или папоротник, который студенты несколько дней подряд изображали с натуры, а затем по памяти.

Шаг за шагом, используя другие объекты, они стремились выделять экспрессивные формы: движение, ощущение текучести. И постепенно доходили до сложных: скорби, страха, праздничности и других.

При изображении натюрморта с цветами передано разнообразие движения в линиях стеблей, листьев и цветов. «Цветы», Е. Хасбах. Берлин, 1928

  • Ощущение страха создается кошмарным видом лунатика с булавочной головой, падающего в темноте с крыши многоэтажного дома. «Кошмарный сон», Г. Иттинг. Берлин, 1928
  • Пространство, напоминающее тюремную камеру. Ф. Брилл. Берлин, 1929

Субъективные формы — это связь между тем, что человек изображает, и его конституцией, темпераментом. Иттен выделял среди художников три основных типа: склонных к материально-импрессивному, интеллектуально-конструктивному и духовно-экспрессивному изображению.

  • Художники материально-импрессивного типа исходят из реалистичного отображения природы, без экспрессивных дополнений. Их рисунки — результат внимательного наблюдения за натурой, в них точно воспроизводятся даже мельчайшие детали.
  • Представители интеллектуально-конструктивного типа пытаются все понять, упорядочить и расположить геометрически.
  • Относящиеся к духовно-экспрессивному типу руководствуются интуицией, безразличны к конструкции формы, но особенно внимательны к гармонии цвета.

Если человек искренен — все, что он делает, становится зеркальным отражением заложенной в нем способности трактовать форму согласно своему «я».

Примеры Иттен замечал также среди своих студентов. Одна из девушек была хрупкой, небольшого роста, робкой, с бледной до прозрачности кожей. Она носила волосы распущенными, во время работы они падали ей на лицо, как вуаль. И ее рисунки были лишены четких линий и словно завуалированы серыми полутонами. Напротив, у человека с крупными чертами лица, темным цветом волос и глаз проявлялись сильные формы и мощные контрасты.

Вместо выводов

  • Создавать образ и воздействовать на зрителя художник может с помощью цвета, света и формы. В первых двух случаях основную роль играют контрасты — ими можно передать любые эмоции и ощущения.
  • Чтобы изобразить текстуру и форму наиболее точно, их необходимо прочувствовать.
  • Музыкальное понятие ритма применимо и в изобразительном искусстве. Оно определяется как созвучие точек, пятен, линий, форм и объемов, а также пропорций, текстур и цветов.
  • Любое произведение всегда зависит от личности творца, от его манеры воспринимать действительность. Поэтому в своей теории Иттен отводит значительное место таким понятиям, как субъективные и экспрессивные формы.

«Рычащий тигр», Б. фон Грефе. Берлин, 1928

Об авторе статьи

Ирина Пылыпив, автор блога «Книжная полка Ирэн Адлер».

Я — мама очаровательных двойняшек, работаю из дома и обожаю читать. Чтение считаю не побегом от реальности, а неиссякаемым источником силы и творческого вдохновения. Книги — значительная часть моей жизни. И я с удовольствием делюсь этой важной для меня частью со своими читателями.
Фото из личного архива Ирины
Понравилась статья?
Подпишись на рассылку и получай больше историй:
или поделись статьей в соц. сетях:

Доставка

Чтобы заказать товар в магазине, свяжитесь с нашим менеджером по телефону +7 (775) 030-04-30

Подробнее
Контактная информация
Перезвоните мне
Задать вопрос
Написать руководству
Режим работы call-центра
ежедневно с с 09-00 до 20-00
Доставка заказов
ежедневно с 9:00 до 23:00
Подписаться на рассылку
Победитель
Рейтинг рунета
Платежные системы
  • Принимаем оплату банковскими картами MasterCard
  • Принимаем оплату банковскими картами Visa
Оферта для физических лиц
Оферта для юридических лиц и ИП
Политика конфиденциальности
Безопасность онлайн платежей
© ТОО «Mebel Group KZ», 2025. 1Все ресурсы сайта www.mebel.kz, включая (но не ограничиваясь) текстовую, графическую, фотографическую и видео информацию, структуру, дизайн и оформление страниц, товарные знаки, доменное имя, фирменное наименование являются объектами авторского права и прав на интеллектуальную собственность, защищены российским законодательством и международными соглашениями об охране авторских прав и интеллектуальной собственности. Читать далее