Дизайн пронизывает все сферы жизни: от зданий и транспорта до канцелярских скрепок. Все это однажды было кем-то придумано и воплощено. В разное время дизайн решал множество задач: от поиска идеальной формы и воплощения глубоких смыслов до восстановления городов после катаклизмов, взаимодействия с искусством и борьбы за экологию. Дизайн продолжает эволюционировать и сегодня, но, чтобы понимать его современное проявление, важно изучить истоки. Глубокий анализ истории дизайна с середины XIX века и до наших дней провели в своей книге Катрин Жель и Клер Брюне.

Фото: Ron Lach / Pexels
Что за книга
Катрин Жель — историк и теоретик дизайна в Университете Париж-Сакле, Национальной школе промышленного творчества и Национальной школе архитектуры в Нанси; куратор французского павильона на XXIII Миланской триеннале искусства и дизайна 2019 года; издатель и руководитель исследовательского проекта в области истории и теории дизайна Problemata.org.
Клер Брюне — доцент философии в Университете Париж-Сакле; специалист по теории и истории дизайна второй половины двадцатого века; автор переводов на французский язык книг американского историка живописи, теоретика современного искусства Майкла Фрида.
«Внезапно возникая на определенном историческом этапе, дизайн, согласно провозглашенной им же самой формуле, хочет лишь одного — правильного (то есть благотворного) эффекта от его вмешательства, будь то создание чайной ложки или целого города».
Что важнее всего в дизайне
Хотя люди с древних времен создавали украшения, посуду и произведения искусства, которые имели различную форму и внешний вид, дизайн, каким мы знаем его сегодня, уходит корнями во времена Промышленной революции. Когда с единичного и мелкосерийного производства он переориентировался на массового потребителя.
С середины XIX века акцент сместился с простого проектирования на создание эргономичных и удобных для пользователя предметов. От поездов до шезлонгов любой предмет должен быть комфортным.
Но существовала и противоположная точка зрения, где дизайн — это вид искусства, доступный избранному кругу людей.
Дизайн для человека или человек для дизайна
Дизайн — это не только творчество. Дизайнер совмещает роли художника, инженера, социолога, проектировщика и психолога. Хотя оригинальность важна, главный двигатель дизайна — повседневная жизнь: бытовые процессы, такие как стирка, готовка и уборка, постоянно меняются, формируя дизайн необходимых предметов.

Фото: Cottonbro / Pexels
Позже стерлись границы между работой и личной жизнью. Офисные предметы, такие как столы, стулья и компьютеры, стали обыденностью в квартирах.
Мебель для офиса бренда divan.ru
Массовый спрос породил множество новых решений. Одно из первых — легендарные стулья Thonet Model, спроектированные в середине девятнадцатого века: 36 разобранных стульев помещались в кубический метр. Это предвосхитило концепцию ИКЕА почти на сто лет.
Компактные стулья бренда divan.ru
Тенденция комфортного потребления продолжает набирать обороты: сегодня вся информация мира умещается буквально на ладони — в смартфоне с доступом в интернет.

Фото: Cottonbro / Pexels
Стандартизация во имя массового спроса
Массовое производство послужило плацдармом для типизированных моделей, которые можно без труда повторить. Такие модели, которые называли прототипами, постоянно улучшали, чтобы производить еще больше качественных товаров.
Стандартизация удешевила производство, и многие товары стали доступны массовому потребителю. Благодаря ей мы можем позволить себе то, о чем сто лет назад люди даже не мечтали. Телевизоры в каждом доме, личные автомобили.
Но не все дизайнеры одобряли стандартизацию. Их беспокоило не столько отсутствие уникальности, сколько то, что в центре внимания должен быть сам продукт: со временем в нем остались бы только те формы и то смысловое наполнение, которое подтверждено многократным успешным использованием, а не навязано производством извне.

Одна из дилемм дизайна: должен он учитывать реальный опыт использования или подсказывать заранее задуманное направление. Фото: Pixabay / Pexels
Дизайнер — мультиинструменталист
Студенты Баухауса, первой школы дизайна в мире, изначально изучали множество дисциплин: архитектуру, урбанизм, графический дизайн, издательское дело, рекламу, создание тканей и мебели, фотографию, кинематограф, живопись, сценическое искусство, музыку, социологию, психологию и даже сельское хозяйство.

Фото: Polina Zimmerman / Pexels
Охватить такой объем было крайне непросто, и со временем от некоторых предметов отказались. Но даже оставшиеся дисциплины помогали поддерживать обширный кругозор, позволяя дизайнерам Баухауса находить и воплощать необычные формы, которые нередко выглядели смело для рядового потребителя. Сейчас многие новаторские идеи того времени кажутся нам привычными.
Кресла как из Баухауса бренда divan.ru
С появлением Ульмской школы дизайна и разделением промышленного и коммерческого дизайна удалось смягчить конфликт между функцией и внешним видом. В промышленности приоритетом оставалась функция, тогда как коммерческий дизайн сосредоточился на привлекательности для покупателя, в том числе за счет упаковки.

Фото: Cottonbro / Pexels
UX-дизайн и фокус на пользовательском опыте
Во второй половине двадцатого века когнитивист и директор лаборатории дизайна в Калифорнийском университете Дональд Норман представил широкой публике критику существующего дизайн-мышления и ввел понятие UX-дизайна, основанного на пользовательском опыте.
Если раньше господствовал удобный, но все-таки продукт, то теперь фокус внимания сместился на опыт того, кто этим продуктом пользуется.
Со временем акцент на пользователя проявился и на уровне перехода с физических объектов на цифровые интерфейсы. Сегодня отслеживается каждое касание и движение мыши, чтобы сделать сервисы и продукты максимально удобными.

Фото: Amelie Mourichon / Unsplash
Китч как творческое высказывание
Параллельно с развитием промышленности творческая составляющая дизайна периодически уходила в тень и снова проявлялась.
Изначально товары создавались так, чтобы не отвлекать пользователя, а напротив, стимулировать его к использованию. Например, пишущие машинки выпускались в пастельных тонах, чтобы ничто не мешало печати.
Яркий декор бренда divan.ru
Влияние на экологию
В начале XXI века архитектор Рем Колхас охарактеризовал положение дел в дизайне как Junkspace — мусорное пространство. В результате гиперпотребления и глобализации вокруг образовался хаос, переизбыток вещей и, как следствие, большое количество мусора, которое захламляет пространство.
Но именно сейчас вопрос стоит особенно остро: даже безобидная цифровая активность, вроде скроллинга ленты, нуждается в хостинге, физическом размещении серверов и другом обеспечении, требующем энергии и влияющем на экологию.
Поэтому актуальная задача — возвращать к жизни старые вещи (возможно, с новым применением) и производить меньше нового, сокращая вред для окружающей среды.
«Дизайн меняется, он ищет себя в новых контекстах, идет в ногу с техническим прогрессом, чутко реагирует на подъем потребления, укрупнение предприятий, культурные, экономические и политические преобразования и потрясения. Появляется все больше акторов, а значит, растет число теорий и течений, что, с одной стороны, ускоряет развитие дизайна, а с другой – подталкивает к кризису».
Вместо выводов
- В разные исторические периоды о дизайне высказывались противоречивые мнения. Неизменным осталось одно: дизайн важен для жизни общества, потому что без него не было бы ни небоскребов, ни магнитов на холодильник.
- Сегодня коммерческий успех любых товаров напрямую зависит от того, как их воспринимает конечный потребитель.
- Главный приоритет — забота о планете. Это мировая тенденция, которая проявляется и в дизайне. Человек создал много прекрасного благодаря ресурсам Земли. Пришло время ответно позаботиться об окружающей среде.

Фото: Karola G / Pexels
Об авторе статьи
Ирина Пылыпив, автор блога «Книжная полка Ирэн Адлер».


























